Снижение доходности автомобильных грузоперевозок.

Тяжёлые времена настали для компаний, занятых в сфере автоперевозок грузов. По сведениям РосСтата количество убыточных фирм превысило 60% из-за высоких налогов, дефицита кадров и банкротства контрагентов. Но некоторые эксперты считают, что всё не так плохо и предприятия искусственно занижают данные о прибыли, чтобы платить меньше налогов.

Сергей Шавзис, президент Уральской логистической компании, считает, что низкая рентабельность вызвана суровыми условиями российского рынка перевозок. Тарифы на перевозки слишком низкие, а введённая система налогов мешает предприятиям обновлять автопарки с помощью долгосрочной аренды. Машины быстро изнашиваются и требуют больших трат на ремонт. Кроме того, старые компании накапливают большой основной фонд, не отвечающий реальным потребностям фирмы, но сьедающий большие средства на содержание. Ещё приходится платить высокую зарплату водителям категории «Е», которых постоянно не хватает.

Конкуренция с транспортниками из стран СНГ — итог вступления в ВТО. Российские компании доставляют груз только до границы соседнего государства, а дальше им занимаются местные фирмы, перехватившие рынок. Труднее всего мелким перевозчикам. Например, представители «Трансэкспресс», занятые перевозками грузов по Уральской области, заявили о потере 20% оборота и 5-7% прибыли с начала 2013 года, связанных с уменьшением числа клиентов. Правда, у компании всего лишь 5-6 направлений перевозки. Фирмы с более низкими тарифами вынуждены брать 20-30 маршрутов.

Крупные фирмы также дают пессимистичные оценки, но полагают, что цифры РосСтата завышены. Корпорация «Кит» считает, что в убыток работают до 30% перевозчиков в России. Специалист по связям с общественностью Ольга Печёркина утверждает, что на бизнесе негативно сказывается экономический кризис последних лет. Хотя худшее позади, деловая активность продолжает слабеть. Многие фирмы вместо расширения спектра услуг искусственно снижают цены, чтобы выжить.

Существует и другое мнение. Заместитель гендиректора ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг сомневается в данных РосСтата, содержащих заметные погрешности. Не все компании, перевозящие грузы, считаются транспортными в реестрах статистиков. По сведениям РосСтата, только в Свердловской области около 50 перевозчиков, а реально их больше 1000.

Трахтенберг упомянул, что средний автопарк перевозчика в России составляет 5-7 машин. Такие компании проходят по графе «малый бизнес», получая много возможностей скрывать доход и уклоняться от налогов. В случае роста цены на бензин все расходы перекладывают на клиентов. Убыточные компании не могут работать долго, поэтому возможно сокращение числа транспортников на 45%.


Возврат к списку